Совесть и память – составные части человеческой души. Совесть есть
величайшая путеводная звезда, указующая путь человеку в мире, обществе, во
вселенной. Не дай бог потерять эту путеводную звезду, а так-же память, чувство
времени, истории пространства, потерять душу! Потерявшие душу, как известно,
«мертвецы».
Этика,
нравственное поведение человека в обществе, его моральная нагрузка в целях
удобства жизни среди себе подобных и природы есть мать этикета.
Этикет как
установленный порядок поведения, подсказанный человеку на протяжении его
обитания на земле, не только несёт в себе внешнюю атрибутику, но и внушает
понятия духовные, нравственные.
Краеугольным
камнем в развитии этих общих правил в системах жизненных координат общества и
природы является подлинная совесть, организующая ипостась божественного
хранения на земле. Животное живёт за счёт растительной либо другой животной
жизни, но никогда без крайней нужды не сделает ничего такого, что нарушило бы
гармонию природы, им же поддерживаемой. Человек – иное. Чтобы он не делал в
этой жизни, совесть и человеческое просвещение должны будут напомнить ему, что
живёт на земле он не один, а в общем окружающем доме, и что природа –
продолжение человека, который обязан хранить природу, т.е. себя.
«Беспрерывно
убыстряющийся прогресс должен быть оплачен постоянно усиливающимся человеческим
регрессом, оскудением гуманного начала», - писал Ноохим Бедемор. Подобные
апокалиптические наблюдения и выводы, к сожалению, ведут к унынию, не заряжают
оптимизмом и верой в будущее человека и Земли. Но всё же подобные высказывания
и определения человеческого «поведения» на земле предупреждают его, стараясь
вывести на путь, который согласуется с природой. Расширенное, углубленное
понимание этикета образующего человека, как внешне, так и внутренне красивым,
человечным, достойным имени человек (а родиться человеком на Земле – великое
счастье и чудо естества), даёт немалый импульс каждому из нас, каждой душе
достигать возвышенных мыслей, воспитанных манер и достойных человека поведений
и деяний во имя всего общества и всего ойкоса (от греческого – общий дом).
Конечно же
вопросы воспитания, поведения манер волновали людей давно – первая книга об
этом так и называется – «О правилах поведения», она была издана в 1204 году.
Кратчайшая цель этикета – это создание красивого, удобного и достойного
сосуществования и общения людей, уважение к их недостаткам и слабостям и
прикрытие их некоего несовершенства.
Когда же
этикет изживает себя, свою сущность, теряет содержание и влачит жалкое
существование только его форма, его внешнее проявление, фиговый листок,
прикрывающий срам, - это жалкое фарисейство, лицемерие. Лицемерным изображён
Пушкиным Онегин, который «хранил молчанье в важном споре с учёным видом
знатока…», или:
Как рано мог он лицемерить,
Таить надежду, ревновать,
Разуверять, заставить верить,
Казаться мрачным, изнывать…
То есть
пользоваться артистично этикетом в свою пользу, означает становиться лицедеем,
человеком неискренним.… В подобных случаях человек быстро дичает или уродует
душу, теряет её при жизни.
НЕМНОГО
ИСТОРИИ
Бразды
этикета исходят из глубокой древности. Жилище в древности считалось храмом.
Оскорбление гостя влекло за собой общественную месть: сожжение дома. Всякий
странник, иноплеменник, входя под кров известного дома, вступал под защиту его
пенатов, отдаваясь под охрану разведённого в очаге огня.
С глубоким
почтением относились всегда не только к самой пище, но и ко всему, что её
окружало. Ложки, как и ножи, носили при себе в особых футлярах или за голенищем
сапога:
Я первым был ефрейтором по праву,
Науки сложность брал я за рога,
И ложку, звонкую раззяву,
Носил за голенищем сапога.
В хозяйстве
дорожили горшками и берегли их. Расколотые «пеленали», о чем нам
свидетельствует загадка: «Стар стал – пеленаться стал».
Правила
поведения за столом были строгими: нельзя было стучать или скрести ложкой о
посуду, бросать остатки пищи на пол, громко говорить и смеяться. Отсюда и
поговорка: «Когда я ем, я – глух и нем».
Фиксироваться
письменно этикет начал в римских рукописях, например в гомеровской «Одиссее».
Хранителями правил поведения, обрядов и т.д.
были в древности во всех странах старейшины, жрецы, обрядихи, волхвы.
Со временем появился этикет политический,
который регулировал жизнь общества: в частности взаимоотношения с другими
государствами. Влияние церкви на этикет всегда было ощутимым. Родиной же
светского этикета считают Италию.
Одним
словом, в древности этикет не выступал самостоятельно, отдельно от других
правил, а представлял их часть. Но в данной рубрике я хотела бы рассмотреть
светский этикет как самостоятельную науку об удобном и достойном поведении
людей.