За последние 10
лет на автодорогах Казахстана погибли более 28 тысяч человеки ранены свыше 162
тысяч. Количество ежегодно совершаемых дорожно-транспортных происшествий
увеличилось на треть (с 11,9 до 16 тысяч), на столько же возросло число
раненых, а количество погибших увеличилось в два раза. За 6 месяцев 2008 года
на территории Костанайской области совершено 305 дорожно-транспортных
происшествий, в которых 50 человек и 375 получили ранения.
Министерством внутренних дел с учетом
лучшего международного опыта в сфере обеспечения безопасности дорожного
движения был разработан и представлен на утверждение Закон Республики Казахстан
«О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики
Казахстан по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения», который был
принят Сенатом Парламента Республики Казахстан 23 июня текущего года, а затем
подписан главой государства. Этот закон внес кардинальные изменения в Кодекс
Республики об административных правонарушениях и в Закон Республики Казахстан
«О безопасности дорожного движения». Он инициировал ведение системы
последовательного ужесточения ответственности за транспортные правонарушения,
которая соответствует степени общественной опасности совершенного
правонарушения: за первое нарушение – штраф, за повторное нарушение – штраф и
проверка знаний Правил дорожного движения, за третье нарушение – лишение права
управления автотранспортом.
В связи с этим исключаются альтернативные
размеры штрафов и вводятся единые сроки лишения права управления транспортом.
Предусматривается усиление ответственности за не пристегнутый ремень
безопасности при движении на транспортном средстве (5 МРП, а один МРП
составляет 1168 тенге); за управление в нетрезвом состоянии: впервые – лишение
права управления сроком на 2 года; повторно лишение права управления сроком на
5 лет; в третий раз – лишение права управления сроком на 10 лет. Превышение
скорости (5, 10, 15 и при повторности 20 МРП); нарушение правил проезда
перекрестка (5 и при повторности 15 МРП); выезд на полосу встречного движения
(15 МРП и при повторности лишения специального права). Нарушение правил
остановки и стоянки (5,6,7 и при повторности 15 МРП). Впервые за нарушение
Правил дорожного движения применяетсяч санкция в виде административного ареста;
за управление транспортными средствами в нетрезвом состоянии лицами, лишенными
и не имеющими такого права (10-15 суток); за систематическое нарушение
пешеходами и иными участниками дорожного движения требований установленных
правил (трое суток). Устанавливается ответственность за пользование сотовым
телефоном при управлении транспортным средством (5 и при повторности 7 МРП).
За незаконное установление на транспортном средстве специальных световых и
звуковых сигналов, а также световых приборов придется заплатить от 15 до 2000
МРП в зависимости от субъекта правонарушения. Оборудованию специальными
световыми и звуковыми сигналами подлежит только автотранспорт Службы охраны
Президента, оперативных служб КНБ, МВД, МЧС, военной полиции, аварийных служб и
службы скорой медицинской помощи.
За установку и управление транспортным
средством с подложными государственными регистрационными номерными знаками
штраф – 20 МРП или лишение специального права на 6 месяцев. Предусматривается
взимание штрафов на месте совершения правонарушения с использованием
электронных платежных карточек без ограничения его размера.
Кроме того, в Закон «О безопасности
дорожного движения» вводятся дополнительные основания прекращения действия
права на управление транспортным средством - это неоднократная в течение двух
месяцев несдача экзаменов на знание Правил дорожного движения, ухудшение
здоровья водителя. Вводится обязательная проверка знаний ПДД каждые 10 лет.
Вносимые изменения и дополнения в
законодательство направлены на принятие эффективных мер по повышению уровня
защиты жизни и здоровья населения от дорожно-транспортных происшествий. С
принятием этих мер прогнозируется снижение уровня аварийности на 10-15 %. И
это не пустой звук: большинство водителей знают об обязательном пристегивании
ремней безопасности и выполняют данное требование то ли от нежелания платить
штраф, то ли от понимания всей важности и серьезности нововведения. Непонятно,
какими соображениями руководствуются водители, исполняя новые правила, однако
очень радует тот факт, что закон не запылился на правительственных полках, а
начал реально работать, закладывая прочный фундамент образцовой культуры
вождения казахстанских водителей.
Азель
Абильтаева
|