Необратимость процесса распада Советского Союза воочию проявила себя в
калейдоскопически сменяющейся картине политических коллизий. Несмотря на
всеобщее одобрение большинством граждан национальных республик идеи заключения
нового союзного договора на основе "неотчуждаемого права каждого народа на
самоопределение и самоуправление, самостоятельное решение всех вопросов своего
развития", руководство Кремля, исповедуя "теорию заговора",
попыталось приостановить реформы сверху. Об этом красноречиво свидетельствовала
обстановка, сложившаяся на 1-ом съезде народных депутатов СССР (май-июнь 1989 г.), пытавшегося как-то
решить проблему обострившегося национального вопроса. Однако в ответ на
сомнения депутатов по поводу судьбы и будущего своих регионов, следовали лишь
уговоры "проявлять мудрость, ответственность и сдержанность". Было
очевидно, что будущее народов зависит не от ни к чему не обязывающих
деклараций, а от взятой на себя ответственности региональных лидеров. Мало кто
из советских граждан хотел развала Союза, но всем была понятна неспособность
центра контролировать политическую стабильность и удерживать страну от падения
в хозяйственный хаос и междоусобицу.
Для казахстанского политического ландшафта,
в отличие от ситуации в республиках с моноэтническим составом, наиболее сложным
явилось решение задачи пресловутой "лаборатории дружбы народов",
выпестованной тоталитаризмом, но с его падением готовой к детонации взрывной
смесью гражданского столпотворения. Поэтому вторым по приоритетности вопросом,
после насущной потребности оперативного реагирования на все ухудшающееся
экономическое положение, перед республиканской властью встала проблема
нестабильной ситуации в сфере межнациональных отношений. Ради защиты интересов
граждан республики необходимо было выстроить самостоятельные государственные
институты на принципах исторической и социальной справедливости, которые были
бы способны направить этническую стихию в цивилизованное русло.
Историческим событием того времени стало
принятие 25 октября 1990 г.
Верховным Советом республики "Декларации о государственном суверенитете
Казахской ССР",которому предшествовала активная дискуссия по
национально-государственному устройству. Данный исторический документ вобрал в
себя два взаимосвязанных начала: возрождение казахского народа, как нации,
давшей имя стране, и полиэтничность народа Г, как носителя независимости и
источника государственной власти. Декларация
впервые закрепила за Казахстаном право
"свободного выхода из Союза", провозгласила национальную
государственность, неделимость и неприкосновенность границ, собственность
республики, казахстанское гражданство, правосубъектность в решении
политических, социально-экономических и национально-культурных вопросов, право
самостоятельно выступать на международной арене.
Логическим продолжением процесса
суверенизации явился исторический акт, когда 16 декабря 1991 г. Президент Республики
Казахстан подписал Закон "О государственной независимости Республики
Казахстан", который на уровне высшей власти закрепил создание на
территории республики независимого, целостного, демократического и правового
государства в существующих границах с единым народом Казахстана, который
является единственным носителем суверенитета и источником государственной власти.Выстроенная вертикаль власти в условиях суверенитета, в свою очередь,
потребовала ее легитимации как с юридически-правовой точки зрения, так и со
стороны общественного мнения. 1 декабря 1992 г. прошли всенародные выборы Президента
Республики Казахстан, на которых Н.А. Назарбаев набрал абсолютное большинство
голосов. Зачатки нового конституционного порядка дали возможность республике
самостоятельно решать вопросы политической, экономической и
социально-культурной обустройства страны и знаменовали собой преодоление
"точки возврата" к прежнему статусу союзного подчинения.
"Республика Казахстан - независимое, демократическое и правовое
государство. Она обладает всей полнотой власти на своей территории,
самостоятельно определяет и проводит внутреннюю и внешнюю политику".
28 января 1993 г. была принята 1-я
Конституция суверенного Казахстана. Основами государственного устройства
декларировались как самоопределение казахской нации, так и обеспечение равных
прав всем гражданам страны. Придание казахскому народу государствообразующих
функций и роли основного политического субъекта было обусловлено не только
современными требованиями к национальному суверенитету. Во многом приоритет
именно национальной государственности был продиктован внешним фактором.
"Россия так и до конца не примерилась с концом империи, - отмечали
западные аналитики, - Ее министр финансов, Борис Федоров, заявлял в
конце 1993 г.,
что "большинство людей, даже здесь, в Москве не могут себе представить,
что Казахстан является зарубежной страной. Для них его независимость выступает
просто как игра воображения". Таким образом, хотя и утверждалось, что
обретение независимости произошло в благоприятной политической ситуации, тем не
менее, универсальные постулаты демократии и прав человека должны были быть
подкреплены институционализацией национальных форм жизни, которые в условиях
суверенитета наконец приходят к своей органической сущности на основе
властно-политического самоутверждения. Начальный этап суверенитета Казахстана
показал, насколько народ готов идентифицировать себяс политическим порядком и принципами Основного закона.
В связи с этим Президент Республики Н.А. Назарбаев важное значение придавал
следующему моменту: "Вместе с тем надо подчеркнуть и следующее:
способность этноса к образованию государства проявляется прежде всего в его
желании и умении жить в согласии с представителями остальных национальностей,
постоянно поддерживать такую атмосферу, чтобы все живущие в республике считали
Казахстан своей родиной. Иная позиция ведет к тупику"
Тем не менее, сложность проблем в сфере
гармонизации межэтнических отношений не могла быть решена лишь только
декларациями о суверенитете. В наследство от СССР республика получила целый
комплекс нерешенных проблем, симптоматика которых продолжала обнаруживать себя
изначально по ходу продвижения социально-экономических и политических реформ
вне зависимости от статуса Казахстана. Прежде всего, это выражалось в том, что
с крахом последней империи в массовом сознании сохранились старые стереотипы
советской идентичности. Помимо этого, общество включало в себя "сложный
набор преобразованных элементов советского общества и новых образований",
причем ни одна из этих составных сама по себе не была способна самостоятельно
контролировать общество в целом в качестве системообразующего начала. Старая
организация стимулов была полуразрушена, а новая еще не утвердилась, и поэтому
общество было раздроблено на сегменты, у каждого из которых были собственные
жизненные стратегии. К этому следует добавить и внешнее, формальное обрамление
страны: "У нового государства не было Конституции, своих атрибутов и
символов.
Значимость исторического периода конца
1980-х и начала 1990-х годов заключалась в том, что возродившееся национальное
движение пошло по двум потокам - снизу и сверху. В зависимости от того,
насколько совпадали интересы национальной элиты и выдвинувшего ее народа, и в
какой степени был возможен союз этнического возрождения с уровнем
общегражданского сознания, зависел модернистский или изоляционистский потенциал
казахстанского суверенитета. Задача усложнялась еще и тем, что история уже
обладала опытом вхождения в коммунистическую утопию, однако у нее не было
готовых рецептов выхода из этого тупика. Противоречие еще состояло и в том, что
политический истеблишмент того времени был порожден советизмом, однако
стремление к независимости строилась на оппозиции к нему. По эволюционной
вертикали шел интенсивный процесс национального самопознания, на основе
которого был осуществлен переход к пониманию свой идентичности. Задача политического
центра на тот период состояла в достижении национальной и гражданской
солидарности, общественного консенсуса, исходя не из сиюминутных настроений, а
из реальной перспективы построения новой государственной модели с
национально-исторической спецификой истории республики.
В настоящее время Республика Казахстан
является молодым независимым государством. Однако за этот период в стране
произошли значительные крупномасштабные государственные преобразования. Был
учрежден 2-х палатный Парламент, создана судебная система, объявлена новая
столица. Имеются своиВооруженные силы,
Республиканская гвардия, пограничные войска и военно-морской флот.
Существовавшая система экономики радикально
преобразована, сегодня мы живем в стране с развивающейся рыночной экономикой,
способной интегрироваться в мировую экономическую систему. Казахстан стал
лидирующим государством среди стран СНГ и Восточной Европы по привлечению
иностранных инвестиций. Также были проведены существенные реформы в социальной
и пенсионной сферах.
В республике существуют политический
плюрализм и огромное количество неправительственных организаций, обеспечивающих
политическое многообразие и социальную стабильность.
Казахстан добровольно отказался от
применения ядерного оружия на своей территории и провозгласил себя страной
свободной от ядерного оружия.
Международная политика Казахстана
направлена на достижение международных гарантий суверенитета и независимости
нашего государства. Для установления дружественных отношений с зарубежными
странами была проведена огромная плодотворная работа. Свыше 120 стран
официально признали и установили дипломатические отношения с Казахстаном.
Казахстан является полноправным и активным членом ООН, а также укрепляет
сотрудничество с наиболее влиятельными международными организациями, такими
как: Евросоюз, Европейский Банк Реконструкции и Развития, Международный
Валютный Фонд, МАГАТЭ, Красный Крест, ЮНИСЕФ и ЮНЕСКО. Казахстан присоединился
более чем к 40 многосторонним и 700 двусторонним соглашениям и договорам.
Сегодня можно с уверенностью сказать, что
Казахстан стал известным на международной арене и занял достойное место среди
мировых экономических систем.