Актуальная проблема духовных ценностей казахстанского общества
приобретает особую остроту в молодежной среде, поскольку именно молодые люди
наиболее восприимчивы к негативным воздействиям, вызванным кризисом
поведенческой культуры современного общества. Основную роль в
духовно-нравственном развитии ребенка играет семья, при этом каждый член семьи
выполняет различные функции, которые дополняют друг друга. Человек – это всегда
плод воспитания. Пусть не на сто процентов, но в значительной степени. История
располагает фактами воспитания человеческих младенцев в животной среде.
Прожившие до трёх-пяти лет, например, в стае волков дети так и не смогли
научиться читать, членораздельно говорить, есть при помощи вилки.
В традиционной «степной» многопоколенной семье в воспитании детей
принимало участие большое количество родственников. Старшее поколение, а в
особенности бабушки и дедушки, при этом занимало особое место. Они сохраняли и
передавали внукам семейные традиции, накопленный опыт, информацию о семейных
корнях, ценностях и установках, что оказывало сильное влияние на
духовно-нравственное развитие ребенка. Например, гостеприимство, считающееся,
характерной чертой казахского народа прививается с малых лет: дети имеют
возможность наблюдать за поведением родителей, родственников при посещении
гостей, организацию приема, его нюансами и, соответственно, проецируют эту
модель на свое будущее отношение к таким процессам. Все мелочи важны:
размещение гостей, обращение, процесс омовения рук с целью получения
благословения от старшего поколения (бата), благодарение аллаха в конце
трапезы (ель аминь) и многое другое.
Как известно, современная семья отличается от традиционной: с
конца XIX в. историческое развитие семьи во всех областях шло по пути
увеличения доли нуклеарной семьи, уменьшения количества детей в семье, снижения
количества родственников, с которыми постоянно поддерживались тесные отношения.
Доля традиционных многопоколенных семей в современном обществе неуклонно
сокращается. При этом появляется и получает свое развитие новый тип семьи –
«модифицированная широкая семья», в которой три, а иногда и четыре-пять
поколений, не живущих под одной крышей, поддерживают тесные контакты.
Во многом изменилась также роль женщины в семье и обществе. Сейчас большинство
матерей по различным причинам перестали заниматься исключительно воспитанием
детей и домашним хозяйством. Они чаще работают, стремятся реализовать себя в
профессиональной деятельности. Современные прародители (бабушки)
преимущественно ведут активную социальную жизнь (продолжают работать до пенсии
и после, не все готовы посвятить себя воспитанию внуков).
Все эти изменения отражаются на развитии ребенка, прежде всего в сфере
нравственности, о чем, в частности, свидетельствует рост детской жестокости и
подростковой преступности.
В
связи с этим назрела необходимость в исследовании значимости в современном обществе
духовно-нравственной функции как сохранения и передачи семейных традиций,
опыта, информации о семейных корнях, истории, семейных ценностей и установок, и
степени, в которой она относится к функциям бабушки в семье.
Вспомните
школьные годы: стоит неделю поболеть, как вы уже превращаетесь в «слабое звено»
на уроках математики, или химии, или любого другого предмета. Подобные
механизмы есть и в воспитании. Если над вашей колыбелью не молились, этого не
вернёшь и не восполнишь в зрелом возрасте. Если в отроческие годы вы не видели
родителей, непрестанно занятых трудом, то в пору собственной взрослости вам
будет трудно воспитать в себе трудолюбие. Но за некой гранью деструктивные
процессы становятся неуправляемыми, отрыв от идеала превращается в непреодолимый,
и сам процесс деградации выходит из-под контроля.
Всё сказанное
напрямую относится к кризису семейных ценностей. Аборты, разводы, угроза самому
существованию брака как института дошли до критической массы, и никакие
полумеры и «косметические ремонты» уже не способны исцелить ситуацию. Поэтому
хочется сказать несколько слов о семье как норме и семейных ценностях как
аксиоматических условиях нормальной жизни и человека, и общества.
К
семье готовит семья, и набор добродетелей, произрастающий на почве семейственности,
не только закаляет человека для жизни земной, но и окрыляет его для полёта в
вечность.Мы приходим в мир как неповторимая личность, обладающая человеческой
природой, абсолютно тождественной для всего пёстрого многообразия детей Адама.
Являясь носителями человеческой природы, мы также являемся носителями пола. Пол
обязывает, определяет социальные роли. «Быть женщиной» и «быть мужчиной» –
это два разных способа жизни, полученные без нашего согласия. Как ко вступлению
в «должность» царя царевич должен готовиться с детства, изучая воинское дело,
основы дипломатии, финансов, вникая в жизнь родителей; так и для вступления в
«должность» мужчины и женщины нужно готовиться с детства. Патриархальное
общество это чувствовало и без научных пособий и аналитических исследований
выработало целый ряд практических рекомендаций, сопровождающих всю жизнь
человека. Современное же общество накопленный опыт растеряло, и наши дни более
всех бывших прежде нуждаются в возрождении опыта.
Для
девочки: домашний труд, умение всего того, что делает её хозяйкой, плюс
приобретённые характеристики поведения – скромность, стыдливость. Для
мальчика: ответственность, физическая закалка, навыки кормильца и защитника.
Для тех и других – дисциплина, неприхотливость в быту, послушание старшим.
Этот краткий перечень при детальном толковании может расшириться до объёмов
больших книг. Очевидно, что полноценное воспитание может совершаться только в
полных семьях, в которых есть и отец, и мать с их несхожими взаимодополняющими
и одинаково необходимыми функциями.
Такое
воспитание является не самоцелью, а органической частью большего – а
именно, целостного мировоззрения, выпадение из своей социальной ниши (как,
например, уход крестьянина на заработки в город или выезд за рубеж), семейная
катастрофа (оставление мужем семьи) ведут к крушению без малого Вселенной.
Человек теряется, перестаёт понимать происходящее, окружающий мир становится
непонятным и агрессивным хаосом, а сам человек, не находя себе места в
изменившемся мире, превращается в духовного бомжа, в приблуду без всяких
моральных ориентиров. Этими духовными бомжами на сегодняшний день и является
множество наших соотечественников, возможно, и мы сами.
Семья
для человека – это вода для рыбы и воздух для птицы. Всё, что греет и
питает нас в жизни, греет именно семейственностью. Добрые друзья и сердечный
разговор за чаем – это лучик семейной жизни. Материнское слово или
отцовский пример – это сокровище, унесённое из детства во взрослую жизнь.
Необходимо уделить большее внимание тем представлениям о семье и
функциях прародителей в семье, которые существуют у подрастающего поколения в
разных возрастах. Важно осознавать, что от того, какие представления у них
формируются, будет во многом зависеть, какие семьи они создадут в будущем, и
какие представления будут передавать своим детям.
Азель Абильтаева
(с использованием материалов интернета)
|